Футболки

История одной вещи: футболка

Футболки

Пожалуй, сложно представить наиболее удобный и универсальный вид одежды, как футболка! К тому же это самый «говорящий» элемент гардероба – на футболках часто изображают всевозможные надписи, рисунки, логотипы, подписи и принты. В гардеробе каждого человека можно обнаружить футболку и не одну, ведь её можно подобрать абсолютно для любого образа и события. Кому же нужно сказать спасибо за столь удобную и функциональную находку? Ответ –военным, а не футболистам, как многим может показаться из-за названия. Хотя сам термин «футболка» используется только в России и связан с тем, что изначально у нас её стали носить спортсмены.

В 19-м веке рабочий класс активно носил слитное нижнее бельё, так называемый нательный комбинезон («union suit»), который был запатентован в Нью-Йорке в 1868 году. Он напоминал другой вариант нижнего белья – комбинезон, популярный среди ковбоев, «long johns» и также хорошо сохранял тепло в прохладное время года. Однако носить такие нательные комбинезоны в жаркую погоду было не очень комфортно, поэтому многие рабочие стали разрезать их пополам.  Получалось нижнее бельё, состоящее из двух частей: низа, напоминающего кальсоны, и верха – прототипа футболки.

Судьба футболки стала меняться в 1904 году, когда Cooper Underwear Company начала продавать нижнее белье для одиноких мужчин или мужчин с женами, не обладающими швейными навыками. Рекламный лозунг торжественно гласил: «Нет булавки – нет кнопки – нет иглы – нет нити».

В 1910 году американская компания Chalmers Knitting Company выпустила свою версию раздельного нижнего белья, а немного позднее их примеру последовала другая американская компания P. H. Hanes Knitting Company. В конце концов, в 1938 году, когда в производстве стали использовать нейлон, крупная американская компания Sears, Roebuck and Company представила миру собственный вариант футболки, с длинным рукавом, но без кнопок и с округлым воротом.

На новшества в мужском нижнем белье обратили внимание военные. Этот вариант оказался для них кране удобным: футболка быстро сохла, так как изготавливалась из 100% хлопка, не сковывала движений, была комфортна телу и хорошо сидела. Вскоре британские солдаты и матросы Королевского флота стали носить такие футболки с длинным рукавом под униформой в период Первой Мировой войны.

Обмундирование европейских солдат привлекло и американцев. Гладя на противников, они изобрели в 40-х годах хлопковую рубашку, которая имела круглый ворот, была без застежек, но с коротким рукавом. Этот вариант оказался ещё удобнее предыдущего: она быстро натягивалась через голову и не требовала больших затрат на производство.  Модель получила название – «Т-образная рубашка», а солдаты носили её как верхнюю одежду в жаркую погоду и в качестве нижнего белья только в холодных широтах. Изначально все футболки были только белого цвета и только одного стандартного кроя.

После размещения на обложке известным журналом «Life» фотографии солдата в белой футболке с принтами, популярность данного типа одежды стал стремительно расти. По окончанию военных действий футболки стали появляться в гардеробе у гражданского населения, представителей субкультуры «нормкор». А некоторое время спустя «Т-образная рубашка» вошла в гардероб учеников средней школы: сначала их носили футболисты, но вскоре студенты стали воровать их для повседневного ношения.

В 50-х годах весомый вклад в популяризацию футболок внес кинематограф. Благодаря кинозвездам, использовавших их в своем гардеробе, белая футболка стала восприниматься не просто как универсальный повседневный вариант, но и как стильный и модный элемент одежды. Самым хитом становятся футболки с рисунками из комиксов. А с изобретением пластизоля в 1959 году появляется возможность наносить изображения на ткани с практически вечным сроком гарантии качества.

Новым витком в истории футболки стали 60-е года. Мода на молодежные движения и всевозможные акции с лозунгами сказались и на эволюции внешнего вида футболок. Выпускается разноцветная футболка Tie-dye, популярная в среде хиппи, которая была окрашена благодаря особой технике «завяжи и покрась».

Уже в те времена способы нанесения изображений по технологии были аналогичны современным, и футболка довольно быстро стала активно использоваться для размещения лозунгов и надписей различного содержания. Затем футболки стали разнообразно декорировать, наносить всевозможные рисунки и принты. Хиппи украшали футболки своими символами: птицами, цветами, пацифик, надписями. Самыми популярными неформальными украшениями в то время были булавки и кнопки. Футболка стала шикарной возможностью для молодежи выразить свой протест или раскрыть свои убеждения и вкусы.

А в 70-х годах настало время влияния музыкальной индустрии и поп/рок-футболки стали настоящим культом. На них изображались символика рок-групп, поп-музыканты и их, порой провокационные, высказывания.

Одним из главных новшеств этого времени был выпуск футболки, изготовленной из смеси полиэстера и хлопка.

Футболки стали изготавливаться в качестве сувенирной продукции и как раз в то время на свет появились футболки с логотипом, состоящим из буквы «Я», символа сердца и аббревиатуры штата Нью-Йорк. Логотип быстро переняли и другие города и страны.

Появилось новое направление – футболки для серфинга, которые сразу стали символом свободолюбивого стиля жизни сёрферов.

К 80-м годам футболки стали очень востребованным товаром рекламного рынка. Теперь футболки «говорили» не только на политические и социальные темы, но и несли в массы рекламные лозунги и изображения. При чем, рекламировалось всё: конкретный товар, грядущее событие, бренд или имя. Большой популярностью пользуются ироничные футболки, с юмористическим содержанием: смешными или даже нелепыми картинками, цитатами или, например, в виде других элементов одежды (футболка-смокниг).

Стильным вариантом считается сочетание однотонной футболки с спортивным пиджаком.

В 90-х годах стало модно носить футболки с логотипами брендов, чем активно пользовались крупные мировые марки.

В СССР «Т-образная рубашка» пришла в 20-м веке в качестве спортивной одежды, оттого и получила название «футболка». Её носили как элемент футбольной формы спортсмены и в как фанатский атрибут болельщики.

Сейчас футболки носят абсолютно все: мужчины, женщины, подростки и дети. Их «меняют как перчатки», ходят в магазин или в клуб, занимаются спортом, спят, надевают в офис или на деловую встречу. Есть те, кто футболки коллекционирует (если их носил какой-либо известный человек или они производились в ограниченном количестве), либо хранит на память.

Для нанесения изображения на футболку сейчас используют множество разных технологий: шелкография, вышивка или аппликация, термопечать, прямая и сублимационная печать, аэрография. А для непосредственно изготовления футболки используют различные трикотажные материалы, вискозу, полиэстер и сочетание этих материалов. Некоторые дизайнеры используют дорогие и роскошные ткани, прибавляющие футболке стоимости и значимости.

В зависимости от вида модели, вы можете выбрать себе футболку с рукавами (с короткими, длинными или реглан) или без, а также с разным вырезом горловины: с V-образным или круглым вырезом.

В наше время просто нереально представить гардероб современного человека, любого возраста, пола и социального положения, без футболки. И будет казаться невероятно странным, если она будет в единственном экземпляре.

Футболки удобны, функциональны, универсальны и уместны в любой ситуации. Она неприхотлива в уходе, а иногда даже не требует глажки. Сложно сказать сразу, с какой вещью нельзя сочетать футболку, пожалуй, её можно подобрать абсолютно ко всему. Это не просто предмет одежды, это некий инструмент самовыражения, борьбы или наоборот, поддержки.  Человек в футболке может многое сказать, даже не раскрывая рта. Данный вид одежды становится отражением внутреннего состояния человека и подчеркнуть его индивидуальность. А благодаря современным технологиям, существует возможность создать свою собственную, неповторимую футболку: разместить на ней какую-угодно надпись, картинку, принт или даже свою или чужую фотографию.  Поэтому футболка может ещё стать и отличным подарком другу или близкому человеку.

В случае с футболкой все просто: если у вас серьезный настрой, деловая встреча и нужна строгость, сдержанность и элегантность – вы выберите простую футболку белого цвета или пастельных тонов, без каких-либо кричащих декоративных элементов или изображений. В остальных случаях – полная свобода воли. А что еще немаловажно – футболка, благодаря всем своим вышеперечисленным особенностям, никогда не «опопсеет» и не выйдет из моды!

 

Комментарии к статье

Ваш комментарий