История принта пейсли

История принта пейсли

История принта пейсли

Восток – дело тонкое, но невозможно недооценить его вклад в мировую индустрии моды: Чего только стоит сказочный узор «пейсли», или «турецкий огурец» (иногда – «турецкий боб»), который не сходит с мировых подиумов. Миндалевидный узор с заострённым загнутым верхним концом можно встретить в коллекциях марок «MSGM», «Ermanno Gallamini», «Marc Jacobs», «DIGAWEL», «Diesel», «Fendi», «Alexander McQueen», «Sacai» и многих других. «Огурец» является константой бренда «Etro», который сделал его своим фирменным знаком. «Огурцы» могут располагаться на одежде в одном или разных направлениях, а также занимать различную площадь ткани. Если узор располагается не на всем изделии, то оставшееся свободное пространство может быть занято другими декоративными элементами и графическими элементами.

У разных народов этот узор воспринимается и трактуется по-разному: одни говорят, что это цветочный мотив, другие сравнивают рисунок с пламенем свечи, третьи считают, что «огурец» – это не что иное как изображение семян мангового дерева, четвертые видят в нем капли, пятые – проросшие бобы, а шестые – бутоны хлопка. Как бы то ни было, этот замысловатый узор очень древний и изначальное он назывался «бута». Его родиной была древняя империя Сасанидов, которая территориально находилась там, где сейчас расположены государства Ирак и Иран. Восток всегда славился своим умением налаживать связи в торговле и благодаря этому ткани, украшенные узором «бута», распространились не только по всей средней Азии, но и очутились в Индии и Африке. А в период колонизаций в 17 веке «огуречные» мотивы из Индии проникли и в Европу, где вызвали большой интерес, так как этот узор выглядел очень необычно и экзотично. Это были шали из дорогостоящего кашемира, доступные лишь аристократам, но получившие огромную популярность в их кругах. Недолго думая, европейские производители стали сами ткать шали с восточным узором, сначала из овечьей шерсти и шёлка, а немного позднее принт начали печатать на хлопке. В производственных масштабах всех превзошли мастера ткацкого дела из шотландского бедного городка Пейсли, где изготовление тканей с «огурцами» стало основной специализацией и превратило небольшое захолустье в центр текстильного производства Западной Европы. Именно из-за того, что этот городок внес наибольший вклад в распространение «огуречного» принта, сказочный узор стали назвать «пейсли».

К 1870-м годам этот восточный узор становится на столько общедоступным, что переходит в разряд обыденности и теряет прежнюю популярность. Вновь подняться на пьедестал моды «пейсли» удается лишь в 70-х годах XX века благодаря субкультуре хиппи.  Возможно из-за близости узора к природе, а также потому, что он символизирует жизнь, энергию и плодородие, хиппи сделали его постоянным атрибутом своего стиля. Считается, что большую роль в пробуждении интереса к «огуречному» принту сыграла культовая британская группа «The Beatles», участники которой вдохновились колоритной индуской культурой во время своего путешествия по Индии. «Огурцы» стремительно «прорастают» на модных в те времена брюках – клёш, на рубашках, на подкладке у пиджаков, на платьях, шортах, юбках и галстуках.

Благодаря хиппи, «пейсли» обретает статус символа бунтарского духа и начинает «кочевать» по различным молодежным субкультурам. «Огурцы» появляются на баданах, косухах, бейсболках.

В наши дни восточный орнамент может украшать абсолютно любой предмет одежды (от шубы до нижнего белья), его наносят на обувь, аксессуары, а также используют во многих других видах деятельности: в интерьере, в кулинарии, в живописи, в архитектуре, в гончарном деле и т.д. Узор пережил огромное количество вариаций: «пальмовая ветвь» (имеет «ножку» и более вытянутую форму) и «персидский кипарис» (конфигурация в виде листа кипариса).

Узор «пейсли» очень универсален, так как подходит для людей любой комплекции. Он может быть выполнен в разнообразной цветовой палитре: от ярких психоделичных цветов до монохромных – в зависимости от этого и от выбранного фасона изделия, узор «пейсли» можно носить как в офис, так и на вечеринку.  Этот принт очень жизнерадостный и энергичный, что отлично подходит для предстоящих летних дней.

Что касается непостоянной, но цикличной индустрии моды, она то забывала об этом экзотическом узоре, то возвращалась к нему вновь, то опять отодвигала на задний план. Однако знатоки и мировые стилисты предрекают новую волну популярности для этого благородного орнамента. Особенно это касается мужской моды, в которой сейчас в тренде ближневосточные мотивы.

Комментарии к статье

Ваш комментарий