Почему гопники носили кепки
В 90-х годах эти ребята были повсюду. И хотя сегодня гопники как явление практически не встречается, их узнаваемый образ прочно вошел в фольклор и историю.
Настолько, что некоторые вещи прочно ассоциируются с гопником-хулиганом и навсегда оказались изгнаны из гардеробов приличных молодых людей. И если кожаные куртки и спортивные штаны по отдельности уже встали на путь реабилитации, то головному убору гопников, кепке, пока еще приходится нелегко.
Интересно, что гопники появились вовсе не в постперестроечное время. Название и явление возникли гораздо раньше, в 1920-х годах, когда в Санкт-Петербурге было открыто городское общежитие пролетариата (ГОП) для приезжающих в город в поисках работы обедневших крестьян. Население этого общежития получило свое название соответственно аббревиатуре заведения. Население города с опаской относилось к ничего не имеющим за душой и готовых на многое «гастарбайтерам», а те, в свою очередь, создали собственную культуру.
Помимо схожих интересов и ценностей (не будем здесь о них упоминать, они довольно малочисленны и широко известны), гопники отличались от обычных граждан своим внешним видом. Редкий консерватизм и конформизм заставляли носить поколения и поколения гопников в разных городах один и тот же набор одежды – спортивные штаны, кожаные куртки, остроносые ботинки или кроссовки и кепки (сегодня многие даже не знают, с чем еще можно носить кепку, если не со спортивным костюмом).
Именно кепки, пожалуй, и стали их визитной карточкой.
Плоские кепки, часто кожаные, также берут свое начало в моде 1920-х годов (в отличие от появившихся позже спортивных штанов наподобие «Адидаса»). И если в те годы кепки в России еще носили многие, со временем этот головной убор встречался на гражданах все реже, пока не был окончательно монополизирован гопниками.
Кепка как декоративный элемент костюма использовалась гопниками скорее функционально, и кроме того, где-то на неосознаваемом плане ношение кепки отдавало дань историческим традициям появления этого сословия – первые жители пролетарского общежития тоже носили похожие кепки. Известно, что гопники предпочитали очень короткую стрижку машинкой или брили голову, что, в свою очередь, требовало дополнительной защиты от солнца, дождя и снега, – и здесь выручала кепка. Кроме того, у кепки был козырек, помогающий скрыть лицо, что также часто было на руку тем, кто промышлял мелким хулиганством.
Несмотря на кажущуюся одинаковость, кепки гопников отличались фасоном. Самыми распространенными были кепка-восьмиклинка и кепка-уточка. Восьмиклинка, «кепка Гетсби», – классическая респектабельная модель, пришедшая к нам в 1920-х годах из Великобритании. Как следует из названия, кепка шилась из восьми одинаковых секторов-клиньев, что обеспечивало изделию объем.
Ее можно увидеть на старых фотографиях в образах английских джентльменов. Часто ее шили из шерсти, твида и других плотных тканей, позволяющих головному убору держать форму.
Кепка-уточка получила свое название благодаря вытянутой форме и чуть приподнятого вверх козырька, напоминающего птичий клюв. Как правило, это был более неформальный, летний вариант, поэтому часто такие кепки шились из хлопка или льна. Как и восьмиклинка, «уточка» имела жесткий козырек, защищающий глаза от дождя и солнца.
В случае с гопниками для обеих моделей предпочитался практичный всепогодный вариант из кожи, натуральной или искусственной, в универсальном черном цвете.
Козырек закрывал глаза, а сама кепка глубоко надвигалась на голову. Интересно, что появившийся позже дополнительный головной убор гопника – спортивная шапка – наоборот надевался как можно дальше от лица, практически стоя на голове, обязательно открывая уши и лоб.
Поэтому можно считать, что козырек был главным преимуществом кепки в глазах гопников.
Каждая кепка перед тем, как стать частью образа, подвергалась кастомизации: нужно было согнуть козырек как можно сильнее, чтобы он стал похож на фрагмент скрученного рулона, но при этом не сломался – этот финальный штрих превращал обычную кепку в обязательное слагаемое образа гопника. Современные дизайнеры (например, Гвасалия из Vetements, несколько сезонов эксплуатирующий тему российских 90-х), обращающиеся к прошлому в поисках вдохновения, увидели в образе гопника повод для ностальгии и определенный символ эпохи. Безусловно, этот образ благодаря своей распространенности и повторяемости прочно вошел в архивы истории. И хотя его состав и комбинаторика (кому еще приходило в голову так настойчиво миксовать кожаную кепку со спортивным костюмом) во многом необъяснимы, остается только признать, что он по какой-то причине существовал довольно большой отрезок времени практически в неизменном виде.
И это может быть доказательством функциональности такого необычного набора – кожанки, спортивных штанов и обязательной кепки.
Комментарии к статье