подделка и совесть

Совесть не позволяет: этично ли покупать подделки

подделка и совесть

Большинство людей сегодня совершенно не думают о серьезных проблемах, стоящих за производством контрафактных товаров, особенно на рынке дизайнерских сумок и аксессуаров. Но каждый раз, когда обнаруживается новое подпольное производство подделок, нам напоминают, что и это преступление не обходится без жертв. Контрафактные товары портят репутацию брендов, крадут доходы у компаний и, как говорят СМИ, субсидируют организованную преступность.

LUI
fake

Конечно, поддельные лекарства или алкоголь особенно опасны. Тем не менее, когда дело доходит до покупки одежды или обуви, покупка подделок – нормальное дело (как показывают маркетинговые исследования британской компании PwC, проведенные среди аудитории в возрасте от 18 до 24 лет). Подделки и их потребители не заслуживают ненависти или порицания, но проблема гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

fake одежда

Предметы роскоши называют «товарами на доверии», так как они нужны не просто для исполнения своего прямого предназначения. Их желанность связана с разными абстракциями,  такими как репутация дизайнера или тот факт, что они могут придать владельцу более высокий социальный статус. Поэтому многие задаются вопросом, насколько «ценны» эти дорогостоящие предметы.

В течение многих десятилетий туристы стекались на Канал-стрит в Нью-Йорке, чтобы посмотреть на поддельные сумки по наводке продавцов, которые тихо шептали им имена дизайнеров – «Гуччи» и «Луи», а затем приводили их в помещения, наполненные фейковыми сумками. Возможно, вы помните эпизод  сериала «Секс в большом городе», в котором Саманта и Кэрри покупали поддельную сумку Fendi прямо из багажника чьей-то машины в Лос-Анджелесе. Копии  сумок и часов продаются в ларьках в Мексике, Марракеше и Индонезии,  в Instagram и Facebook.

гуччи луи

Американский эксперт Бекка Риса, последние 8 лет занимающаяся проверкой товаров на подлинность в магазине Yoogi’s Closet, говорит, что даже самые внимательные покупатели не могут отличить оригинал от подделки. Она провела часы в бутиках Louis Vuitton и Chanel, осматривая сумки и аксессуары, написала учебные пособия о том, как проводить проверку подлинности товаров, прочитала тысячи сообщений в группах PurseForum и Facebook об опыте покупки и продажи оригинальных сумок в Интернете. Но даже эксперт порой испытывает затруднения при определении подлинности люксовых вещей, что же говорить об обычных покупателях.

Попробуйте купить заведомую подделку, и вы испытаете сложный спектр эмоций. Когда дело доходит до «кражи» доходов огромных корпораций-производителей предметов роскоши, многим трудно испытать сочувствие к ним, хотя большинство из нас признают необходимость существования закона об охране авторских прав. В самом деле, эти товары настолько дороги, что покупатели чувствуют скорее радость, чем вину, когда находят варианты по более низким ценам. Нарушение закона оправдано такими утверждениями, как «продавцы просто дают людям то, что они хотят по более доступной цене», «я просто на время куплю реплику, пока не смогу позволить себе настоящую вещь» и «у крупных компаний столько денег, что они не пострадают».

Тэнси Хоскинс, автор книги Stitched Up: the Anti-Capitalist Book of Fashion («Зашитые: антикапиталистическая книга моды»), занимает жесткую позицию в отношении корпораций, утверждая, что их товары часто массово производятся в Китае. Ходят слухи, что высококачественные подделки часто изготавливаются по оригинальным выкройкам из оставшихся материалов работниками, желающими получить дополнительный доход. Но разве можно называть их мошенниками, когда они вынуждены так поступать из-за тяжелой финансовой ситуации. Вместе с тем, покупая и оригиналы, и подделки, вы вполне вероятно поддерживаете рабский труд.

fake труд

Конечно, дизайны сумок, украшений и обуви сами по себе не защищены законом об авторском праве, хотя дизайнеры продолжают лоббировать принятие такого акта. Если вы приобрели сумку, которая, например, имеет форму сумки Hermes Birkin, вы не обязательно купили нелегальную подделку – это может быть просто явная копия. Технически это законно, но этически – сомнительно. Однако если на сумку при этом нанесен логотип, или если на молнии выгравировано название бренда, она уже претендует на то, чтобы быть настоящей, не являясь таковой.

Если люксовые бренды ведут себя этично, инвестируя в свою цепочку поставок, поддерживая статус высококлассного производителя и делая производство их товаров прозрачным, из этических материалов и платя налоги, есть шанс, что потребители оценят настоящие вещи и будут более склонны заплатить за это запрашиваемую цену. Настоящим этическим действием было бы перестать покупать сумки и вещи, которые вам не нужны.  Осознанное потребление – современный тренд, все больше набирающий обороты. Джеймс Уоллман в своей книге «Stuffocation («Удушье») утверждает, что наше приобретение товаров повседневного потребления душит нас, и поэтому стоит переключиться с материализма в пользу реального опыта. Возможно, вы сможете разделить его точку зрения, и тогда покупка подделок просто станет неактуальной.

Комментарии к статье

Ваш комментарий