Технология Nike Air. История обмана
Многие подростки 90-х были буквально одержимы технологиями Nike Air. Они следили за последними инновациями, от камер с воздухом в подошве до распределенного воздушного давления. Они даже покупали старые кроссовки на барахолке и разбирали их на части, чтобы посмотреть на этот воздух. Но по мере развития молодых мозгов и углубления понимания биомеханики вывод напрашивался сам собой: Nike Air – это ерунда.
Нельзя сказать, что Nike Air бесполезен. Заполненные газом камеры амортизации, появившиеся более 30 лет назад, произвели революцию в мире кроссовок. Как модный элемент Air Max помог создать индустрию сникерхедов и коллекционеров-обладателей шкафов, полных новой обуви. Тем не менее, здесь очень мало от настоящей науки (несмотря на рекламу Nike, которая говорит иначе), и заполнение кроссовок воздухом под давлением не сделает вас лучшим спортсменом. Недавние исследования фактически говорят об обратном.
Но даже сама Nike теперь считает себя маркетинговой компанией. И как же она поступила? Убедила всех, что технология Nike Air была не просто демонстрацией очень прибыльного и порой обманчивого мастерства Бивертона при создании бренда.
Первые дни в Орегоне
Еще в 1964 году бегун из Университета Орегона Фил Найт и его тренер Билл Бауэрман основали компанию, чтобы помочь сообществу бегунов получить доступ к самой лучшей обуви. Они называли ее Blue Ribbon Sports (BRS). Компания начинала как дистрибьютор бренда Onitsuka Tiger. Можно сказать, что Бауэрман продал большую часть обуви из своих запасов на соревнованиях по легкой атлетике.
Найту, заканчивавшему МВА в Стэнфорде, и Бауэрману потребовалось совсем немного времени, чтобы понять, что они хотят заниматься своим делом. Бауэрман разработал кроссовки с подушечками, которые Onitsuka выпустила в 1969 году под названием Tiger Cortez. Примерно в то же время он и Найт начали работать с фабрикой в Японии и производить собственную линию кроссовок. Они назвали ее Nike. А знаете ли вы, что за модель была одной из первых? Nike Cortez.
Onitsuka даже не подозревала, что Бауэрман изменил дизайн, пока ее представители не посетили старый склад BRS в Лос-Анджелесе. Тем не менее, суд решил, что обе компании могут выпускать обувь. По сути, Найт и Бауэрман продавали ту же обувь тем же бегунам, за исключением того, что они заменяли логотип Onitsuka своим собственным. Местная студентка по имени Кэролайн Дэвидсон разработала лого-галочку, и Nike заплатил ей всего 35 долларов. Спустя десятилетие Найт подарил Кэролайн золотое кольцо с лого и бриллиантом и конверт с акциями Nike в качестве благодарности за работу.
Так появилась традиция Nike по умному маркетингу, граничащему с обманом. Найт и Бауэрман рано осознали, что не обязательно продавать уникальный продукт. Они продавали идею. Логотип, одобрения спортсменов, слоганы – все это в совокупности привело к появлению бренда, который поощрял людей верить в продукты, а не в производительность.
НАСА и рождение Nike Air
Может быть, это и не удивительно, что в свои первые годы Nike оказался связан с НАСА; в то время казалось, что почти каждое новое изобретение каким-то образом прослеживается в миссиях «Аполлон». Nike Air не стал исключением.
В конце 70-х годов Nike был готов к росту. Компания пользовалась огромным успехом после того, как получила поддержку бегуна-рекордсмена Стива Префонтейна и выпуска знаменитой модели Waffle Trainer, подошву для которой Бауэрман придумал, наливая резину в вафельницу своей жены. Затем, в 1978 году, Nike показал следующую важную модель – Air Tailwind.
Впервые созданный для Гонолулуского марафона, Nike Air Tailwind включал новую технологию, разработанную бывшим инженером НАСА М. Фрэнком Руди. Инновация Руди под названием литье дутой резины изменила технологию аэронавтики. Когда-то она использовалась для создания шлемов астронавтов для миссий «Аполлон». Руди сконструировал пустую межподошву, в которую он встроил полиуретановые камеры, заполненные плотным газом.
Руди запатентовал свое изобретение в 1979 году. Идея, как и стратегия брендинга, основывались на предположении, что бег с воздушными камерами обеспечит превосходную амортизацию, поскольку камеры с газом не сдуваются после использования. Первоначально Nike Air предназначался для профессиональных бегунов, хотя со временем стратегия изменилась и распространилась на всех, у кого есть минимум 100 долларов на кроссовки.
Поначалу потребители должны были верить Nike и его утверждению о плюсах воздушной подушки, поскольку в моделях Tailwind технология Nike Air была невидима. Можно было только разобрать обувь на части, чтобы увидеть ее над запатентованной вафельной подошвой. Пройдет еще несколько лет, прежде чем Nike представит свою новую уловку.
Nike Air Max и прибыльная прозрачность
К 80-м годам Air Force 1 и оригинальные кроссовки Air Jordan захватили мир баскетбола. Nike также сформировал свой имидж бренда на пике – настолько, что после того, как NBA запретил оригинальные Air Jordans за несоблюдение правил, Nike фактически заплатил штрафы Майкла Джордана, чтобы он продолжал носить их на площадке. Компания внедряла инновации и выводила технологии Nike Air на новый уровень.
Nike стала компанией с оборотом в миллиард долларов в 1986 году, примерно в то же самое время, когда вносились последние штрихи в масштабное обновление линии обуви на воздушной подушке. Год спустя компания выпустила кроссовки Air Max 1 с гораздо большей воздушной камерой и небольшим окошком в боковой части подошвы.
Это потребовало немного реинжиниринга. То, что раньше было тонким контейнером в форме ноги, стало напоминать сплющенный клингонский космический корабль, края которого удерживали видимый воздух. Посередине была камера со вставками для первичной амортизации. Эта концепция станет определяющей для Nike как бренда, особенно в деле борьбы за первенство компании в технологически ориентированном дизайне. Воздух был не просто виден, можно было проткнуть камеру и услышать хлопок.
Обувь Air Max демонстрирует эту технологию, не говоря лишнего о ее работе (на самом деле это просто полиуретановая камера, наполненная инертным газом). Такая простота была основой общего дизайна. Оригинальный Nike Air Max I, разработанный ставшим легендарным маэстро Air Max Тинкером Хейвеном Хэтфилдом, создал формулу, которая помогла Nike заработать миллиарды долларов в течение десятилетия после ее появления.
«Обувь была разработана для того, чтобы дышать, быть гибкой и удобной, но тот факт, что у нее было окошко на воздушную камеру на подошве и цветная рамка вокруг означал, что в то время она выглядела совсем иначе, чем другие», – сообщил Хэтфилд в интервью The Guardian пару лет назад, говоря о линейке Air Max. «Можно было просто менять цвет снова и снова без особых изменений в дизайне».
Эволюция линейки Air Max основывалась на довольно простом наборе принципов проектирования на следующее десятилетие. Кроссовки позиционировались не только как наполненные воздухом, но также и как уникальные и персонализированные, поскольку каждая модель выпускалась в нескольких цветовых вариантах в каждом выпуске. За эти годы Nike изменил форму и состав технологии Air Max, продавая публике сомнительные инновации, которые появлялись с каждым последующим поколением кроссовок Air Max.
Тем не менее, принцип воздушной амортизации, являющийся универсальным решением для комфорта и производительности, широко распространился в маркетинговой стратегии компании. «Странно научный» слоган в рекламе Air Max 2 1994 года – отличный тому пример. Внезапно кроссовки превратились из кусков пенопласта и резины в гаджет, который может сделать вас лучшим спортсменом. Хэтфилд даже сказал, что дизайн Air Max был вдохновлен парижским Центром Помпиду, в знак уважения к его легендарным архитекторам Ренцо Пиано и Ричарду Роджерсу. Действительно, технология заставила кроссовки выглядеть футуристично. Вопрос о том, действительно ли обувь Air Max выполнена в соответствии с этим сообщением, является предметом больших споров.
Краткая семейная история Air Max и его потомков
Сосредоточимся на кроссовках, так как технология Nike Air изначально была разработана для спортсменов, занимающихся легкой атлетикой. Также важно подчеркнуть, что Nike позиционировал дополнительную амортизацию как нужную вещь для всех бегунов. Это утверждение в последние годы оказалось довольно сомнительным. Эксперты говорят, что в его распространении виноваты обувные компании, такие как Nike.
«Часть проблемы заключается в том, что обувная индустрия в целом ведет ужасную работу по подгонке обуви к ногам», – заявил в прошлом году The Atlantic физиотерапевт и эксперт по биомеханике Джей Дичарри. «Все методы, используемые для такой подгонки, на самом деле не годятся для бегунов».
В соответствии с этим основной упор на инновации Air Max сводился к великому американскому идеалу «больше – значит лучше». Эта философия прекрасно отражена в знаковых рекламных объявлениях Air Max 1990-х годов. Даже эстетика простого черного текста на совершенно белом фоне подчеркивает эту простую, но смелую формулу. Вы можете заметить эту традицию на Мэдисон-авеню еще во времена рекламы Volkswagen, и по сей день она просматривается, например, в каждой новой модели Apple. «[Если вам нравится] Air Max», – говорилось в рекламе, «[Вы полюбите новую модель] еще больше, чем Air Max». Купить кроссовки Air Max можно на официальном сайте
Комментарии к статье