sneakerhead

Хобби на миллион

sneakerhead

Коллекционирование – это  удовольствие от обладания редкими вещицами, и порой экспонатами коллекции становятся весьма странные предметы. Например, кроссовки.

Для описания людей, которые любят и коллекционируют спортивную обувь, есть термин sneakerhead. Как и большинство коллекционеров, эти люди страстно преданы своему хобби и много знают о марках, дизайне и истории кроссовок. Он не жалеют времени и денег, собирая свои коллекции.

сникер

Движение сникерхедов родилось в США в 1980-х годах. Поклонники баскетбола сметали с прилавков кроссовки, в которых играл Майкл Джордан, а когда Nike начал переиздавать старые модели линии Air Jordan в разных цветах, они покупали и их, чтобы начать или пополнить коллекции. Рост популярности хип-хопа также способствовал выходу кроссовок на улицы и повышенному к ним вниманию. Кроссовки стали носить не только спортсмены и рэперы, но и другие знаменитости. А затем коллекционирование кроссовок превратилось в настоящую гонку.

сникеры usa
сникер 1990

В Россию культура сникерхедов пришла только в начале 2000-х. Небогатый ассортимент усложнял сбор коллекций, и ради пары новых кроссовок фанаты были готовы лететь в другие страны. Но с появлением Интернета, виртуальных аукционов и онлайн-магазинов позиции сникерхедов во всем мире практически сравнялись.

сникер Россия 2000
сникер Россия

Интернет придал миру новое измерение. О культуре сникерхедов узнали даже в самых отдаленных уголках страны, отдельные коллекционеры теперь смогли объединяться и делиться новостями друг с другом. Слухи о новых релизах и коллаборациях, отзывы о кроссовках мгновенно распространялись по всем часовым поясам и континентам. Такие сайты как Hypebeast, High Snobiety и The Drop Date специализируются на обзорах и новостях о релизах. В сегодняшнем обществе потребителей Интернет – лучший друг, который помогает не отставать.

Все это помогло миру коллекционеров стать еще шире, но вместе с тем привело к появлению спекуляций. Редкие  модели стали продаваться по цене, превосходящей их первоначальную розничную стоимость в несколько раз. Сникерхеды всегда продавали и обменивали свою обувь, но никогда еще интенсивность сделок не доходила до такой степени. Появление большого числа торговых посредников подняло цены на перепродажу обуви, и очень быстро мир перешел от коллекционирования для удовольствия к спекуляции. Стремясь заработать быстрый рубль (или доллар), в игру вступило гораздо больше покупателей с единственной целью – успеть купить обувь ограниченного выпуска.

редские кроссовки

А чтобы купить новые кроссовки первыми, накануне дня продаж многие коллекционеры и перекупщики занимают живую очередь прямо у магазина – кемп. Стремясь избежать такого столпотворения, некоторые марки перед выпуском новой модели организуют лотерею онлайн, в которой разыгрывают право сделать покупку. Часто кроссовки сразу же попадают на онлайн-площадки для перепродажи – StockX, Goat,  Flight Club, Stadium Goods, TheMarket. Джош Любер из Сampless проделал большую работу по оценке рынка: по его подсчетам, перепродажи на eBay составляют около 200 млн долларов в год.

Американский школьник Бенжамин Капелюшник (Benjaminkickz) в 2016 году заработал миллион долларов на перепродажах кроссовок. Удачно продав однокласснику подаренные родителями кроссовки Nike LeBron Galaxy Foam, он вложил деньги в покупку новых пар и начал собирать коллекцию редких кроссовок. Затем он открыл онлайн-магазин SneakerDon и вошел в круг шоу-бизнеса. Как говорит сам Бенджамен, «у меня примерно сотня кроссовок в повседневном гардеробе, и вам стоит иметь не меньше сотни».

Benjamin Kapelushnik
Бенжамин Капелюшник

Очевидно, что в коллекции попадают далеко не любые кроссовки. Главный показатель – редкость и ограниченный тираж. Крупные бренды быстро увидели в этом возможность создать себе дополнительную рекламу. Они начали сотрудничать с художниками, музыкантами и знаменитостями, выпуская специальные лимитированные серии кроссовок, а культура сникерхедов вступила в свой расцвет. Поскольку коллаборации не переиздаются, они всегда становятся очень желанными. Adidas часто сотрудничает с модными дизайнерами (в разные годы свою руку к кроссовкам прикладывали Александр Ванг, Рик Оуэнс, Раф Симонс, Йоджи Ямамото) и музыкантами (Канье Уэст и Фаррел Уильямс), Nike работает с Вирджилом Абло, основателем Off-White.

adidas raf simons

Стоимость одной особенно редкой пары может доходить до полумиллиона рублей. Но настоящие коллекционеры относятся к кроссовкам не как к обуви, а как к предмету искусства, и цена вопроса не всегда выходит на первый план. Организатор американского фестиваля SneakerCon, Алан Виноградов, так сказал о культуре сникерхед: «Все сникерхеды разные. Одни используют кроссовки как инвестицию, другие собирают и хранят обувь для себя годами, у кого-то могут быть такие пары, которые не видел никто и никогда. Сникерхеды-звезды соцсетей сделают все, чтобы доказать, что их коллекция кроссовок самая-самая…  Но в конечном итоге все действительно сводится к общей культуре, к единому сообществу, которое мы все создаем и к которому принадлежим».

Комментарии к статье

Будьте в курсе всех событий

Подпишитесь на специальную рассылку