история шарфа 2

История одной вещи: шарф

история шарфа 2

Как все-таки замечательно, что в наше время многие вещи являются многофункциональными и универсальными! Ведь кому не понравится, когда можно «убить двух зайцев» или сразу одновременно решить несколько задач.

Укутываясь в прохладную погоду в шарф, нам недостаточно, чтобы он просто грел. Сейчас есть возможность подобрать этот аксессуар в любой сезон к любому элементу гардероба, который сможет и защитить от непогоды, и стать интересной изюминкой образа, и скрыть что-то, и согреть в холодный день. Кто же первым придумал обмотать вокруг шеи длинный отрезок материала?

Невероятно, но оказывается, что этот элемент одежды достаточно древний, его история начинается почти две тысячи лет тому назад! Археологические находки 70-х годов XX века указывают на то, что впервые шарф стали носить древние китайцы, а точнее военнослужащие. Они обвязывали куском материала шею для защиты от холода и ветра, то есть использовали шарф только из практических соображений.

Затем, по прошествии нескольких веков, эти кусочки ткани, обернутые вокруг шеи, стали использовать ещё и в качестве обозначения военного ранга: приближенные к императору воины, носили шарфы из шёлка, простые воины – из хлопка.

По такому же принципу, как признак социального статуса и авторитета, носили шарфы в Древнем Египте и в Римской империи.

В 17-м веке большую популярность обрели шёлковые шарфы среди представителей высшего общества: с ними был неразлучен Бетховен, сам Наполеон Бонапарт обожал шелковые шарфы из Индии, а король Франции Людвиг XIV, увидев впервые яркие шёлковые шарфы на хорватских воинах, был влюблен в них с первого взгляда и создал специальную придворную должность с целью закупки и должного ухода за новыми Королевскими аксессуарами.  В этот период шарфы стали выполнять и эстетическую функцию. Одна из фавориток короля придумала способ завязывания шарфика в виде бабочки.

В период военных действий 1692 года зародился стиль «стейнкерк», который заключался в следующем: шарф наматывали на шею, а связанные вместе узлом концы прятали в ворот верхней одежды.

На Российских просторах шарфы появились при царствовании Петра I в конце 17-го века. Они служили аксессуаром для военных формы офицеров. Шарф офицеров был снабжен кисточками из скрученной нити серебренного или золотого цвета и изготавливался из высокачественного шёлка длиной приблизительно 1,5 метра. Надевать их следовало через правое плечо, связывая у левого бедра кисточки узлом. Кстати, вошедший позднее на престол Павел I крайне не любил шарфы, будто предчувствуя их тёмную роль в своей судьбе: императора задушил один из офицеров русской армии этим шёлковым аксессуаром.

А в 1783 году, в Кракове, был изобретен вязаный шарф. Однако актуальным он стал только в период Первой Мировой войны, когда шарфы были одними из основных зимних мужских аксессуаров, в особенности у военных летчиков. Шарфы были востребованы среди мужчин в 20-х и 30-х годах из-за своего военного происхождения и из-за универсальной способности дополнять повседневный гардероб. Но трендовым вязаный шарф стал лишь в 60-х – 70-х годах, на волне моды на трикотаж.

В 1790 году стало модным носить на шее, обмотанные несколько раз, большого размера накрахмаленные платки из муслиновой ткани. Французы называли их забавным словом «энкруаябль», что переводится как «невероятный» и открыли в Париже специальные частные уроки, обучающие непростому ремеслу связывания и ношения таких платков.  А в середине 19-го века молодые французы-революционеры стали носить шерстяные кашне – шарф, укрывающий от холода и промозглости не только шею, но и нижнюю часть лица. Сперва они были неярких цветов и в клетку, а позднее их стали шить из тонких и ярких цветных шёлковых тканей с узорами.

В России же в этот период был спад интереса к этом аксессуару, так как он был символом бунтарства и отрицания режима. Поэтому кашне облюбовали преступные группировки и носили их, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к какой-либо группировке. И только лишь в конце 19-го века стали носить кашне из шерсти в клетку женщины, в прохладную погоду. Ещё долго в советской России шарф считался только женским и детским аксессуаром.

Конец 19-го столетия дал старт популярности и востребованности шарфов как практичного и красивого аксессуара.  За дело взялись модные дома, создавая именные модели шарфов и платков, среди которых лидером стал французский дом Hermès. Его шелковые платки – каре стали культом и вошли в историю моды. Самым популярным материалом оставался шёлк, а рисунок и принт поражал разнообразием. Немаловажную роль в повышении спроса на шарфы сыграла королева Великобритании Виктория, так как шарф стал ее излюбленным аксессуаром и постоянным элементом её королевского гардероба. В это же время появился способ завязывать шарф под названием «four-in-hand». Этот узел используется мужчинами для завязывания шарфа или галстука по сей день. Немного позднее, благодаря компании Burberry, в моду вошла клетчатую ткань и из неё стали шить шарфики.

В начале 21-го века шарф начал триумфальное восхождение к вершинам моды. Дизайнеры вдохнули в этот аксессуар новый смысл: шарф может быть не только практичным, но и выполнять роль модного аксессуара, а также скорректировать образ.

Разновидностей шарфов великое множество: они могут быть зимними, демисезонными или летними. Каждый человек может иметь в своем гардеробе несколько видов шарфов, это может быть шаль, палантин, снуд, пончо, арафатка, шарф-скейч или хомут, старая-добрая горжетка и т.д. Как видите, выбор богатый!

Изменилась мода и на ткани, для создания шарфов могут использоваться всевозможные варианты: от нежного шёлка до грубого шёлка-сырца, но более востребованными остаются натуральные ткани: лен, хлопок, кашемир, гофре, шерсть, а также сочетание тканей.

Поражает воображение и декор шарфов, так как здесь тоже используются всевозможные элементы в виде бахромы, помпонов, бисера, меха, кожи, вышивки и т.п. Конечно, в основном это касается женских моделей.

Меняются с каждым сезоном и расцветки и принты, подстраиваясь под модные современные тенденции. Бывают настолько красивые модели, что именно под такой роскошный аксессуар подбирается наряд, а не наоборот.

Что еще делает шарф наиболее привлекательным и универсальным аксессуаром – это многообразие вариантов его повязывания и носки. Можно найти более 20 способов завязывания на шее женских шарфов и около 10 вариантов для мужчин. Его можно носить даже не только на шее, но и на бедрах или обвязывать им голову.

На протяжении веков шарф эволюционировал и собрал воедино свои основные функции. Однако, есть шарфы, которые продолжают нести и роль отличительного признака. Например, сейчас можно встретить множество шарфов с определёнными логотипами, которые означают принадлежность к определённому сообществу.

Например, в любом клубе спортивных болельщиков фанатский шарф – это ключевой элемент атрибутики, показывающий преданность своей команде. Любители футбола, вне зависимости от возраста или социального положения, обязательно надевают этот аксессуар, идя на футбольный матч или встречу клуба.

Впервые фанатский шарф появился в 60-х годах в Англии, где, собственно, и зародился футбол как вид спорта. Изготавливались они из шерстяной плотной ткани в полоску, выполненную в цветах клуба. Вскоре они стали появляться и на стадионах Италии.

Иногда шарфы фанатов называли «розеткой» либо «розой»: толи в честь ленточки, которую вешали себе на грудь болельщики в Европе задолго до вхождения шарфов в моду, толи потому что завязанный узлом шарф напоминает цветок розы.

В СССР они стали появляться в 80-х годах: «розетки» сначала пытались делать из обычной хлопковой ткани, на которую наносили красочный рисунок. Однако этот вариант оказался не практичным и недолговечным.  Затем их стали вязать: сами, кто умел, или на заказ. Первыми такими длинными вязаными шарфами обмотались фанаты московского «Спартака», а в 80-х этим аксессуаром обзавелись и фанаты питерского «Зенита».

К середине 90-х шарфы наряду с фантами, стали носить и болельщики. Благодаря новым технологиям стали изготавливать новые шарфы, у которых вывязывались даже самые мельчайшие детали. Теперь по разнообразию фанатские шарфы не сильно отстают от обычных.

Фанатские шарфы бывают: титульные, спонсорские шарфы или двойные шарфы для матчей в евро кубках, антиклубные шарфы (посвященные «любви» к другому клубу) и др. В каждом клубе есть свои правила и особенности оформления фанатского шарфа. Их хранят на память и коллекционируют.

Так мода на шарфы, в особенности на вязаные, не обошла стороной и футбольную жизнь.

Сейчас у любого есть возможность не только выбрать себе практичный и красивый шарф на каждый день, но и заказать для себя эксклюзивный шарф с любой надписью для посещения стадиона.

Комментарии к статье

Ваш комментарий