Медленная мода в быстром мире
С каждым годом индустрия моды меняется в темпе нашей жизни, в ту или иную сторону. Но одна тенденция определённо не может не радовать – это уверенная ориентированность модной сферы на этичность и прозрачность. Всё больше появляется независимых марок, которые делают упор не на тренды, не на своё имя, а на уникальность, качество своего продукта и его концепт. В чём же ещё особенность таких брендов, что под собой подразумевает понятие «этичная мода» и как всё это может поменять индустрию моды (а быть может и нас с вами) – давайте разберёмся.
Современный рынок всегда был построен на каком-то бессознательном, бездумном и хаотичном потреблении. Люди покупали вещи, которые им на самом деле не нужны, ориентируясь на имя бренда или на низкую цену, на то, что модно и что есть у той или иной звезды, либо у соседки. И уж конечно мало кто задумывался об особенности производства этих вещей.
Сейчас же постепенно ситуация меняется – многие бренды и дизайнеры начинают обращать внимание потребителей на более важные вещи и призывают учиться жить по-другому. Период массового потребления и шоппинг-переедания подходит к своему логическому завершению и наступает время так называемой «медленной моды».
Термин «slow fashion» был придуман ещё в 2007 году дизайнером и эко-активистом Кейт Флетчер. Это направление является антиподом «Fast Fashion» – массовому производству одежды и построено на следующих принципах:
– свобода от сезонности
– выпуск коллекций в ограниченных количествах, уход от массовости в пользу качества и уникальности
– использование местных производственных мощностей и ремесел
– упор на лаконичный, но оригинальный дизайн, качество, функциональность и долговечность изделий. Большая часть из коллекций – базовые вещи, что позволяет не обновлять свой гардероб ежесезонно, а «играть» с тем, что есть
– честность и прозрачность в торговле и производстве
– использование небольших фабрик, мастерских
– призыв к разумному шоппингу – покупать вещей меньше, но качественнее
– hand-made (использование элементов ручной работы), чтение традиций и старых забытых техник пошива
-приверженность этичной моде, построенной на экологической и социальной ориентированности.
Сторонники медленной моды стремиться создавать гармоничную «умную» одежду, в небольших количествах, но с гарантией, что это будет не временное удовлетворение, а радость на года. Производители не только не скрывают, а подробно и увлекательно рассказывают покупателям, где было произведено то или иное изделие и из каких материалов, что вдохновляло на создание коллекции, на каких принципах построена работа, особенности используемых тканей и т.д. Исходя из этой информации, в открытую получаемой покупателями, легко понять значения цифр на ценнике. И если раньше покупка могла совершится лишь из-за «громкого» имени (которое теперь далеко не всегда показатель качества), то теперь потому, что покупатель разделяет взгляды, философию марки, а также понимает, что покупает и уверен в своём выборе.
Огромное значение в «slow fashion» имеет экологическая и социальная стороны, которые выражаются в следующем:
– разумное потребление природных ресурсов и уход от использования натуральных материалов в пользу экологически чистых искусственных аналогов. Многие марки отказались от натурального меха и кожи. Благо современные технологии позволяют изготавливать самые разные инновационные материалы, ткани и разрабатывать новые альтернативные способы их обработки.
– организация безопасного для окружающие среды и для людей производства: использование безопасных химических веществ и красителей, снижение объёма воды, необходимого в производстве, контроль условий труда, использование переработанных материалов, вторичного сырья, остатков и обрезков ткани и т.д.
– активное участие в различных социальных и экологических проектах, организация эко-пропаганды и всевозможных акций. Кто-то предлагает покупателям приносить и сдавать ношеные вещи для повторной переработки (например, «H&M» и «Uniqlo»), кто-то оказывает финансовую или информационную поддержку фондам, кто-то использует в дизайне одежды тематические принты с лозунгами или надписями, призывающими беречь планету и т.п.
– использование местного производства позволяет оказывать поддержку малому бизнесу, ремесленничеству, да и в общем помогать производителям своей страны или города.
– чтение старинных традиций и культуры разных народов не даёт уйти в небытие многим промыслам и забытым техникам шитья. Дизайнеры и модельеры нередко используют в своих коллекциях ручной труд или традиционный ткани мастериц разных наций.
Безусловно, масс-маркетинг придерживается совершенно другой политики. Как только мир накрыла его волна, людям сложно остановится и подходить к покупке вещей вдумчиво. Одежда массового производство, как правило, привлекает невысокой стоимостью, но не отличится высоким качеством, а значит больший процент покупок довольно быстро оказывается в мусорке. Хотя у более дорогостоящих, люксовых марок тоже вполне можно нарваться на некачественный продукт.
Медленная мода призвана изменить положение в корне и научить людей сознательной моде («sustainable fashion»). Уже сейчас с появлением этого направления есть положительный результаты:
– не только продвинутые покупатели, но и далекие от трендов люди начинают подходить к покупкам серьёзно. Они интересуются историей вещи и тем, как и кто её создавал. А также понимают, что не выбрасывают деньги на ветер, знают, с чем связана такая стоимость изделия и уверены в её качестве и практичности.
– глядя на независимые марки, многие известные бренды и дизайнеры меняют свои взгляды и начинают двигаться в сторону медленной моды. Либо хотя бы в сторону этичной её стороны. Это, кстати, касается даже некоторых представителей масс-маркета или марок класса люкс.
– мода перестаёт быть безликой. Благодаря небольшим коллекциям шансы встретить кого-то в такой же вещи приравниваются к нулю. Кроме того, многие бренда предлагают услугу кастомайзинга, когда любой покупатель может скорректировать вещь под себя, выбрав вариант дизайна.
Небольшие производства независимых брендов позволяют им концентрироваться на своих изделиях, прорабатывать каждую деталь, вкладывать в них душу, создавая оригинальные и уникальные вещи. Это полная свобода и самореализация для дизайнера, которая оборачивается интересным и ценным приобретением для покупателя.
– такое внимание к экологии и безопасности производства действительно помогает нашей планете и людям. Пусть это капля в море, но всё же. Это ведь только начало, ведь slow fashion стремительно крепнет
– люди стали задумываться об уровне своего потребления, не только в еде, но и в одежде. В моду вновь вошли секонд-хенды и комиссионки. Старые или разонравившиеся вещи передаются друзьям, отвозятся в различные благотворительные фонды или сдаются на переработку.
– в некоторых европейских университетах на факультетах дизайна стали проводить лекции на тему медленной моды и осознанного потребления
Как вы относитесь к медленной моде и таким изменениям в модной индустрии? Есть ли в вашем гардеробе среди одежды и аксессуаров «мёртвые души», одетые пару раз, не подошедшие по фигуре или просто забытые? Что вы с ними делаете? На что вы ориентируетесь, выбирая обновку?
Комментарии к статье